История игры в точки. Часть I

Возникновение игры

настольная логическая игра точки партия на бумаге

Рассказать историю точек одновременно и просто, и сложно. Просто, потому что игра начала самостоятельное существование совсем недавно и основные этапы развития проходили на памяти большинства современных игроков. Сложно, потому что точки — игра народная. И по происхождению, и по статусу. Никто сейчас не может точно сказать, кто и когда придумал точки. И летопись, разумеется, тоже никто не вел за неимением официальных летописцев. Игра прочно занимала нишу школьной и студенческой забавы и за ее пределы практически не выходила. Максимум, чего мог добиться игрок — почетное звание чемпиона школы. Основная же масса довольствовалась титулами призера класса и обладателя кубка последней парты. Помимо трудностей исследователям истории это создавало и вполне реальную проблему: игроки делились на огромное количество изолированных групп, между собой почти не пересекавшихся. Это приводило к разнобою в трактовке правил, о которых приходилось договариваться чуть ли не перед каждой партией, а также, что еще хуже, препятствовало обмену опытом, ограничивало пределы роста мастерства игроков, тормозило развитие теории игры, исключало накопление каких бы то ни было традиций. В итоге огромный комбинационный потенциал точек оставался невостребованным, а перспективные молодые игроки, не имея никаких путей для роста, просто забрасывали свое увлечение. Никто не посвящал точкам больше нескольких школьных или студенческих лет, никто не обобщал и не кодифицировал опыт, не писал теоретических трудов и учебных пособий, не занимался популяризацией игры и созданием хоть какого-то официального антуража. Не было, разумеется, и настоящих чемпионов — примеров для подражания. А, если так, то откуда взяться истории?

Доподлинно можно утверждать лишь то, что точки появились в Советском Союзе и что прообразом игры послужило го. Дальше начинаются одни лишь предположения. Когда появились? Почему? Где? Попробуем это вычислить, опираясь на тематическую прессу, воспоминания игроков и элементарную логику.

журнал юный техник обложка

Прямых упоминаний о точках в советских газетах и журналах найти пока не удалось, а вот статьи про го там изредка появлялись. Самое раннее, что получилось обнаружить, это заметка доцента С. Рышкова в журнале «Юный техник» за февраль 1962 года. Статья короткая, но правила го, а также игровой инвентарь описаны довольно точно, без каких-либо искажений и упрощений. Автор, разумеется, понимал, что гобан и двухцветные камни читателям журнала вряд ли доступны, поэтому советовал использовать шахматные доски, пуговицы, кусочки картона и даже морскую гальку. О возможности играть на бумаге он не упомянул. Данная публикация стала отправной точкой развития го в СССР. Официальный сайт Карельской федерации го описывает этот процесс так: «Датой рождения… можно считать 1965 г. Именно тогда в Ленинграде… энтузиастом игры Го Филатовым Ю.П. была создана первая секция игры Го при ленинградском шахматном клубе им. Чигорина… Уже через год были организованы десятки секций и клубов в институтах и на предприятиях Ленинграда. Начали проводиться массовые турниры, в которых принимали участие до нескольких сот игроков… В силу объективных причин Филатов Ю.П. вынужден был отойти от своей деятельности по распространению игры Го. Лишившись своего идейного лидера, движение любителей игры Го оказалось на грани распада. Однако осталась горстка ярых последователей, поставивших перед собой другую цель: прежде чем бороться за массовость, необходимо совершенствовать свое мастерство«.

журнал наука и жизнь обложка

Спустя много лет к теме го обратился популярный и авторитетный журнал «Наука и жизнь». В августе 1975 года вышла первая статья из целой серии публикаций под общим наименованием «Школа го» (авторы — Валерий Асташкин и Георгий Нилов), которая в итоге растянулась на 12 номеров. Это был уже достаточно серьезный и богато иллюстрированный труд с подробным описанием правил, разбором партий лучших игроков, сборниками задач. Нам в данном случае интересны следующие моменты. Во-первых, авторы признают, что на тот момент в Советском Союзе го культивировалось только в Ленинграде, где существовали секции и проводились соревнования (номер за ноябрь 1975 года). Во-вторых, констатируют наличие объективного препятствия распространению игры: отсутствие инвентаря. В номере за август 1975 года есть интересное замечание о том, что некие предприятия лишь рассматривают возможность его серийного производства. Видимо, авторы статьи сами не слишком верили в скорую реализацию данных планов, поэтому в том же номере мы находим такую рекомендацию: «В качестве принадлежностей одноразового пользования можно использовать листок в клетку, ограничив игровое поле жирными линиями. Ходы при этом зарисовываются прямо на бумаге«. В-третьих, Асташкин и Нилов, анализируя переписку с читателями, сетуют на то, что советские да и в целом европейские игроки, воспитанные на шахматной логике, не до конца понимают суть борьбы за территорию, а также сложные и неоднозначные правила окончания партии. Кроме того, им трудно отказаться от манеры играть на взятие камней (номера за декабрь 1975 и за июнь 1976 года).

Любители го признают, что серия статей в «Наука и жизнь» придала мощный импульс развитию игры в Советском Союзе. Еще раз обратимся к сайту Карельской федерации: «В этих статьях был объявлен конкурс решения задач, в котором приняли участие более 2500 человек из различных уголков Советского Союза. В результате было образовано около 85 клубов игры Го более чем в 30 городах страны… В 1976-1979 гг. игра Го бурно развивалась. Появилась масса энтузиастов, готовых попробовать свои силы в Го. Именно к этому времени относится появление ряда крупнейших Го клубов… Были проведены крупные турниры в Ленинграде, Казани, Сочи, Москве«.

Проведем элементарный анализ вышеизложенной информации.

Совершенно очевидно, что точки не могли появиться раньше, чем получила широкое распространение та игра, которая стала их прообразом. Учитывая изначально любительский статус точек, запрос на их создание и распространение мог быть порожден лишь достаточно массовым интересом к го. Тем более, что основной аудиторией точек всегда являлась учащаяся молодежь, которая в силу объективных причин делилась на большое число изолированных сообществ, не объединенных ничем, кроме детско-юношеских и научно-популярных изданий (об участии в распространении точек пионерских или комсомольских организаций нет ни печатных, ни устных свидетельств). О стихийном процессе возникновения точек свидетельствуют также многочисленные вариации правил и тот факт, что никто никогда не пытался приписать себе авторство.

Статья 62-го года в «Юном технике» привела к появлению небольшой группы энтузиастов го в Ленинграде, но массового интереса не вызвала и вызвать не могла. Этому не способствовали ни лаконичность самой заметки, ни тираж издания — 250 тысяч экземпляров. Другое дело — серия публикаций в «Наука и жизнь». В Советском Союзе этот журнал пользовался заслуженным авторитетом, а его тираж составлял 3 миллиона экземпляров. Если же учесть, что «Школа го» печаталась двенадцать месяцев подряд, то колоссальный масштаб охвата аудитории станет очевиден: по всей стране разошлось около 36 миллионов номеров.

Доводилось слышать предположение, что го в СССР попал в 50-х годах вместе с китайскими коммунистами, а точки появились в 60-х. Данная версия представляется неубедительной. Во-первых, если бы игру действительно привезли китайцы, в Советском Союзе она называлась бы вэйци. Полагаем, нет необходимости объяснять, почему использование китайцами японских наименований было абсолютно исключено. Особенно спустя всего лишь несколько лет после окончания Второй мировой войны. Во-вторых, в советской прессе нет никаких упоминаний о подобном «культурном обмене».

Следовательно, ни в 60-х, ни в начале 70-х годов точки появиться не могли — для этого просто не было предпосылок. Технических, кстати, тоже. Не стоит забывать, что шариковые ручки массово появились у советских школьников лишь в начале 70-х годов. Трудно себе представить игру в точки перьевой чернильной ручкой. Да и бумага перестала быть чем-то ценным лишь по мере роста ее производства, достигшего пика к началу 80-х.

С другой стороны, есть масса свидетельств, что к середине 80-х точки уже были обычным явлением в советских школах и других учебных заведениях. Отдельные очевидцы утверждают, что впервые играли в конце 70-х. Учитывая уже упоминавшуюся разрозненность ученического сообщества, а также отсутствие электронных средств передачи информации, можно достаточно уверенно предположить, что на завоевание всеобщей популярности точкам понадобилось бы несколько лет.

В итоге прослеживается довольно четкая взаимосвязь между циклом статей в «Наука и жизнь», всплеском интереса к го и появлением точек, как его народного варианта. Поэтому примерной датой рождения игры следует считать вторую половину 70-х годов XX века.

журнал наука и жизнь

Причины возникновения точек в целом достаточно понятны. Массовый интерес к го, подогретый статьями Асташкина и Нилова, требовал практической реализации. Соревновательный и комбинационный потенциал игры был виден невооруженным глазом, кроме того, сказывался элемент новизны. Однако для подавляющего большинства советских школьников и студентов непременные атрибуты го — доска и камни — были недоступны. С другой стороны, у всех перед глазами был очевидный аналог гобана — тетрадный листок в клетку. Тем более, что авторы «Школы го» в первой же статье сами намекнули о возможности такой альтернативы. Но играть в классический го на бумаге невозможно: нарисованные камни с листа не снимешь, а постоянно зачеркивать и снова рисовать элементарно не удобно. Судя по всему, это противоречие и стало той развилкой, после которой пути точек и го впервые разошлись. Дальше работали уже другие факторы. Во-первых, сложные и туманные правила го, а также витиеватые определения многочисленных элементов игры невозможно описать кратко. Асташкину и Нилову для этого потребовалось 12 статей.  Но ведь далеко не каждый потенциальный игрок имел возможность собрать их все. У кого-то могло быть несколько номеров журнала, а у кого-то и вовсе один. Поэтому творческая переработка была неизбежна. Во-вторых, многие правила го действительно нелогичны с точки зрения европейца. Требовались четкая цель игры, однозначный критерий определения победителя, простой способ подсчета очков. Вкупе с невозможностью снимать камни с доски это привело к лежащему на поверхности решению — игре на захват точек без учета территории (к слову, не сразу и не повсеместно: имеются свидетельства о том, что в первой половине 80-х по крайней мере в Ленинграде, Москве и Минске некоторые игроки считали не только точки, но и территорию). Что касается философской составляющей го, то шансов прижиться у нее на тот момент и вовсе было мало: советскую молодежь в первую очередь интересовало соревнование, а не чуждое мировоззрение.

Сказать что-то определенное о месте возникновения точек трудно. Надо полагать, единого центра не существовало. Миллионы номеров «Наука и жизнь» в короткий срок разошлись по всей стране, география читательского отклика была очень широкой, а способы адаптации го — предсказуемы. В дальнейшем, судя по всему, работало «пионерское радио». Школьники из разных уголков Советского Союза встречалась в летних лагерях, а студенты — на всевозможных слетах, комсомольских съездах и уборке урожая. Простая и увлекательная игра оказалась в идеальной среде и очень быстро стала популярной.

Таким же путем, скорее всего, точки проникли и в страны Восточной Европы. Другое дело, что с развалом социалистического лагеря польское и чешское сообщества оказались предоставлены сами себе, поэтому игра там развивалась своеобразно. Например, поляки со временем перешли на подсчет точек и территории, хотя, судя по рассказам очевидцев, до середины 2000-х годов этого не было. Чешская же вариация без границ окружения, но с меняющими принадлежность окруженными точками соперника и вовсе может претендовать на звание самой специфической в истории.

80-е и 90-е годы стали золотым веком «бумажных» точек. В это время формируются основные разновидности правил, известные и поныне. Игра обычно велась до заполнения всего поля, окружение игроки стремились замыкать по максимальной траектории, широко практиковался дополнительный ход после захвата точек соперника. Такое понятие, как «домик», распространено не было, ставить точки в окруженную область, даже пустую, как правило, не разрешалось.

журнал интеллектуальные игры обложка

Ближе к завершению данного периода укоренились и основные стереотипы о точках. Игра воспринималась, как несерьезная забава, головоломка для школьников и студентов и не более того. О каких бы то ни было перспективах никто даже не задумывался. Рост популярности го в 90-х и 2000-х годах только усилил эти негативные тенденции. Родство с древней восточной игрой, в свое время давшей точкам путевку в жизнь, стало своеобразным проклятьем. Не секрет, что игроки в го всегда относились к точкам с пренебрежением, считая их всего лишь ухудшенной копией оригинала и, в лучшем случае, первым этапом на пути к нему. Типичным образчиком такого отношения является вот этот пассаж: «Можно попробовать… сыграть на тетрадном листе в клеточку, но это уже будет популярная школьная игра «феодал», или «точки». Один гошник рассказывал, что однажды повстречался с чемпионом школы по этим самым «точкам». Смутно представляя правила, тем не менее он достаточно легко выиграл у чемпиона, чем вызвал слезы и недоверие («А еще говорил, что играть не умеешь!»)«. Нет, это не разговор в курилке, это — отрывок из статьи «Элементарная техника го», опубликованной в январском номере журнала «Интеллектуальные игры» за 2005 год. Трудно сказать, чего здесь больше, снобизма или глупости. Даже если не обращать внимание на слог, больше подходящий как раз ехидному, но не очень умному школьнику, чем поклоннику игры-философии, а также на авторитетность такого источника, как «один гошник», сильно напоминающего расхожий штамп «одна бабка сказала», следует признать, что автор статьи не понимает или не хочет понимать очевидных вещей. Как можно сравнивать абсолютного дилетанта, несколько лет варившегося в собственном соку, имея в соперниках лишь пару десятков таких же, как он, любителей, с игроком, за плечами которого — вся мощь давно состоявшейся спортивной дисциплины, богатейшая литература и налаженная соревновательная машина («смутное» знание правил — нелепая отговорка, поскольку игры довольно похожи)? Это все равно, как свести на ринге боксера-профессионала средней руки и лучшего драчуна на школьной площадке. О чем скажет результат такого боя? Ни о чем, кроме нечистоплотности организатора.

Игровое противостояние «гошников» с «точечниками» — отдельная тема. Пока же попробуем ответить на один очень важный вопрос. Нужны ли точки в принципе? Не являются ли они и вправду лишь пародией на го?

Нужны! Не являются!

Точки существуют уже более тридцати лет. За это время игру полюбили десятки миллионов людей. Отмахнуться от этого факта невозможно. Особенно если учесть, что популярность точек зиждется исключительно на любительском энтузиазме. Их никто и никогда не распространял искусственно, не насаждал и не пропагандировал. В них до последнего времени не было вложено ни копейки инвестиций. В отличие, кстати, от того же го. Однако игра жива.

Детская забава? Глупый стереотип. Мы знаем массу людей среднего возраста, с удовольствием играющих в точки, если появляется такая возможность.

Слишком простая? Но кто сказал, что качество игры зависит от сложности и туманности правил? Если так рассуждать, то в праве называться полноценным интеллектуальным единоборством придется отказать и шахматам и, тем более, шашкам. Кроме того, оценить реальный спортивный потенциал точек невозможно без предварительного их вывода на более-менее профессиональный уровень.

Не имеет традиций? А откуда им взяться? Го их копило тысячелетиями. Точкам — тридцать с небольшим. Пенять им отсутствием традиций — все равно, что обвинять младенца в неспособности отличить коньячный бокал от пивного.

Отсутствуют официальные структуры, не проводятся регулярные соревнования? Дорогу осилит идущий. Го тоже начинало с одной секции в Ленинграде, ютившейся под боком старших товарищей-шахматистов.

Не является частью богатой философской системы? А не преувеличена ли ценность данного явления? Склонность представителей азиатской культуры к созданию по любому поводу всякого рода отвлеченных концепций, изящно и туманно описанных и богато иллюстрированных, давно известна. Только стоит ли все это слепо копировать? Одно время по нашей стране прокатилось повальное увлечение восточными единоборствами. Сопровождаемое легендами о сокровенных знаниях и небывалых способностях китайских монахов и японских ниндзя. И что от всего этого осталось, кроме пары красивых иероглифов, гимнастики китайских пенсионеров и нелепых голливудских фильмов, которые сейчас невозможно смотреть без смеха?

игра точки позиция

Точки — отечественное явление. Как самбо, как русский хоккей. Их никто не придумывал специально, они появились стихийно. Как отражение наших (в данном случае имеются в виду все республики бывшего СССР) представлений о том, какой должна быть стратегическая игра, сочетающая анализ и пространственное мышление. Эта игра не лучше и не хуже го. Она — другая. В этой связи хотелось бы возразить автору укоренившегося штампа, который одно время даже красовался в статье Википедии о точках: «игра… возникла… из-за неправильной трактовки правил… го». Понятие правильности в данном случае неприменимо. Как неприменимо оно, скажем, в случае с американским футболом. Полагаем, никто в здравом уме не станет доказывать американцу, что его любимый вида спорта возник из-за неправильной трактовки правил соккера. Он, как минимум, не поймет. И будет прав.

Александр Парфенов. 24 октября 2015 года