История игры в точки. Часть III

Легенды онлайна

настольная логическая игра точки superzmei владимир бородинОписанные в предыдущей статье программы для игры в точки, появившиеся на рубеже тысячелетий, были по-своему интересны, но, как и многие первопроходцы, остались в тени первого по-настоящему успешного проекта. Таковым стал «Points XT» — венец развития игровых клиентов, устанавливаемых на компьютер пользователя. Он активно использовался много лет,  стал эталоном в части игрового и социального функционала, внес неоценимый вклад в стандартизацию правил игры. Вокруг проекта сформировалось первое устойчивое сообщество игроков, которые за несколько лет регулярной игры друг с другом подняли средний уровень мастерства на доселе невиданный уровень, заложив основы тактики и стратегии, а также наглядно продемонстрировав огромный комбинационный потенциал точек. Отдельные представители той плеяды играют и по сей день, а статистические показатели главной звезды «Points XT» — Владимира Бородина aka SUPERZmei — с некоторой долей условности можно считать непревзойденными.

Тем удивительнее, что рассказать в деталях о создании программы и первых годах развития проекта в настоящее время практически невозможно. Объективной информации очень мало, а люди, стоявшие у истоков, за редким исключением либо вовсе игнорируют попытки пообщаться, либо отвечают крайне скупо, как-будто опасаясь нарушить некий гриф секретности.

Сам по себе клиент в версии 2.2.0 доступен и сейчас. Однако с момента его создания проект сменил уже несколько серверов и несколько порталов, поддержку которых осуществляли разные люди. Причем о преемственности в данном случае можно говорить лишь с большой натяжкой. Сведения о программе, имеющиеся в клиенте, содержат информацию о последней приютившей его команде, но не более того. Единственной весточкой из прошлого остается никнейм создателя — iXy, на который до сих пор реагирует бот клиента. Но вот с реальным именем уже начинаются проблемы.  И в самом клиенте, и на портале, к которому он в данный момент «приписан», утверждается, что автора «Points XT» зовут Ярослав Азаров.  Такой человек действительно присутствует в одной из социальных сетей и есть все основания полагать, что это тот самый iXy, но вот фамилия Азаров, судя по всему, является вымышленной. Сам он все попытки пообщаться проигнорировал, но еще в 2006 году Виталий Колосов aka VETASKA, имевший непосредственное отношение к становлению и развитию проекта (о чем будет сказано отдельно), выпустил книгу «Точки — разминка для ума», где в качестве создателя программы фигурирует Ярослав Волков. Такого же мнения придерживается и упоминавшийся выше Владимир Бородин. Что касается связи между Волковым и «Азаровым», то она прослеживается довольно отчетливо: «Азаров», активно используя никнейм iXy, продвигает посвященный компьютерным играм сайт, ссылка на который с пояснением «проект автора клиента Points XT» имеется на портале, принадлежащем тому же Колосову. Родной город «Азарова» — Барнаул — тоже, видимо, является частью этой своеобразной легенды. Реальный Волков в середине 2000-х годов проживал в городе Керчь, что подтверждается страницей пользователя iXy — одного из администраторов не дожившего до наших дней форума проекта (данные сохранены в веб-архиве). Точных сведений о времени создания программы также нет. Колосов в своей книге утверждает, что это было в 2004 году, не уточняя до месяцев и чисел. Бородин с этой датировкой в целом согласен. Самые старые партии, файлы которых имеются в нашем распоряжении, относятся к июлю 2005 года. Однако Сергей Ефимов aka SeregaMF — еще один игрок из числа тех, кто застал Points XT на заре развития — сообщает, что у него имеется такой файл: «SeregaMF vs Xtar-01 11.01.05 18-33.sav». То есть, данная партия была сыграна 11 января 2005 года. Первый портал проекта, согласно данным веб-архива, появился в Сети не позднее 24 октября 2006 года.

настольная логическая игра точки pointsxt сайт

Как уже отмечалось выше, клиент «Points XT» представляет собой программу, которую необходимо скачать и установить на свой компьютер. Он давал возможность играть самому с собой, а также с другими игроками через удаленный сервер, использующий протокол IRC. Это был первый по-настоящему многопользовательский клиент, позволявший также нормально общаться при помощи общего и приватного чатов. Разумеется, поначалу он поддерживал далеко не весь функционал, доступный в последней версии, да и выглядел иначе, однако проследить этапы развития на основе той информации, что есть в Сети, не представляется возможным.

логическая настольная игра точки клиент points xt    логическая настольная игра точки клиент points xt

«Points XT» отличается непревзойденной надежностью и стабильностью работы, лаконичным «черным» дизайном, простым и удобным интерфейсом при довольно богатых настройках. Правила игры, которые, со слов Бородина, в основе своей были сформулированы Волковым, а затем совершенствовались во взаимодействии с игроками, стали эталонными для постсоветских компьютерных точек: окружение строго по минимальной траектории, домики, в которые можно ставить точки, отсутствие дополнительного хода, размер поля 39 на 32 клетки (стандартный тетрадный лист), начальный скрест, а при его отсутствии — ограниченная область для первых точек, возможность досрочно закончить игру заземлением, ограничение времени на ход. Впоследствии был придуман и реализован режим блица: 5 секунд на ход и автоматическая постановка точки в случайном месте при их истечении.

Игроки-онлайн отображались общим списком, порядок начала игры был интуитивно понятен, имелась возможность поставить статус «занят». Программа позволяла не только играть, но и смотреть чужие партии в качестве зрителя. Была реализована функция сохранения партий в виде файлов с возможностью последующего просмотра в клиенте. Сохранялись также логи общего чата и личной переписки, что позволяло использовать клиент в качестве полноценного инструмента общения. Внешний вид игрового поля — линий, точек, окруженных областей — постепенно приобрел формы, воспринимаемые ныне, как нечто само собой разумеющееся (единственным анахронизмом, отсылающим к «бумажным» точкам, является настройка, позволяющая при окружении закрашивать не только полноценные области, но и примыкающие к ним пространства между вплотную стоящими точками). При этом цвет линий и фона можно было настраивать при помощи палитры, а точек — выбирать из нескольких фиксированных вариантов. Появилось звуковое сопровождение различных процессов, таких, как постановка точки, получение личного сообщения или привлечение внимания кого-либо из игроков. Имелись настройки масштаба поля, отображения программного окна, чата, языка, а также довольно объемная и грамотно составленная инструкция.

Да, многие из перечисленных выше правил игры и функций клиента не были новинками в полном смысле, поскольку так или иначе применялись и в более ранних проектах. Однако в единый комплекс их впервые объединил именно Волков, доведя работу предшественников до логического завершения. Некоторые же решения можно считать революционными безо всяких оговорок.

Своеобразной и более нигде не применявшейся была система отсчета игрового времени. В неблицевой партии на каждые пять ходов давалось три минуты. Однако проиграть по времени было невозможно, поскольку по истечении трех минут точка автоматически ставилась в случайное место на поле, а ход передавался сопернику. Это правило, однако, пересекалось с другой специфической функцией, позволявшей отменить ход в течение двух с половиной секунд после постановки точки.  А именно: три раза за игру автоматически поставленную после истечения отведенного на пять ходов времени точку можно было отозвать, нажав отмену хода. Такие правила, а также большой размер поля делали игры приблизительно равных соперников очень продолжительными. Более того, функция сохранения партий в виде файлов позволяла в любой момент прервать игру и продолжить ее позднее.

настольная логическая игра точки pointsxt top10«Points XT» стал первым на Востоке проектом, в котором была реализована полноценная рейтинговая система, представлявшая собой несколько видоизмененный Эло. Так, например, первые пять игр любой новичок, набирая рейтинговые баллы, не отбирал их у проигравших соперников, ничья же в любом случае не вела к изменению рейтинга игроков. После введения данной системы в настройки клиента была добавлена возможность выбора между рейтинговой и нерейтинговой игрой. При помощи определенных служебных команд всегда можно было посмотреть свою или чужую статистику, а также отобразить список лучших игроков по рейтингу. Стоит отметить, что на «Points XT» не существовало проблемы так называемых клонов — дополнительных персонажей одного и того же игрока. Поскольку программа устанавливалась на компьютер, все никнеймы, созданные пользователем, привязывались к конкретной системе и отображались в статистике полным списком. То есть, для создания полноценного клона необходим был второй компьютер. Однажды полученный рейтинг со временем не менялся, однако при отсутствии рейтинговых игр в течение месяца игрок переставал отображаться в списке лучших.

Первым сервером проекта стал irc.kerch.net. Его точная статистика неизвестна, поэтому придется ограничиться приблизительными данными, которые в своей книге приводит Колосов. С его слов, общее количество посетителей за первые два года составило 6 тысяч человек, а хотя бы одну игру сыграла тысяча пользователей. Разумеется, это мизерные показатели по нынешним меркам, однако, если сравнивать с предшественниками, охват аудитории вырос многократно. Определенная работа, направленная на повышение посещаемости, велась как создателем программы, так и некоторыми игроками. Выше уже отмечалось, что в 2006 году появился сайт проекта, где можно было скачать клиент и пообщаться на форуме. Кроме того, на «Points XT» приглашали игроков в го, а также поляков, у которых на тот момент уже давно существовали ресурсы, посвященные точкам. Например, этим активно занимался Бородин, которому нужны были серьезные соперники, способные составить конкуренцию. С его слов, такие меры позволили повысить разовый онлайн с первоначальных 3-5 до 10 и более игроков.

Несмотря на техническое совершенство и более весомую социальную составляющую, «Points XT», как и предшествующие проекты, был исключительно любительским мероприятием, основанным на голом энтузиазме. Два-три года, пока хватало воли создателя и эффекта новизны, он активно развивался. Сформировалась группа неравнодушных игроков, помогавших Волкову в совершенствовании функционала, разработке правил, популяризации. Постоянно играя друг с другом, они серьезно повысили средний уровень мастерства, а дозированный приток новичков позволял довольно быстро обучать их основам, дополнительно усиливая конкуренцию. Проект быстро стал эдаким элитным клубом со своей атмосферой, своеобразным стилем игры, правилами хорошего тона. Игроки, прошедшие школу «Points XT», как правило, отличались определенным романтизмом, неприятием акцентированной игры от обороны, старались не пользоваться случайными ошибками соперника или техническими сбоями для достижения победы. Непререкаемым авторитетом оставался Бородин, однако и другие лидеры являлись выдающимися мастерами своего времени. Откровенно слабых игроков на «Points XT» и вовсе не было.

настольная логическая игра точки виталий колосов книгаК этому периоду относятся также первые попытки разработать и систематизировать теорию игры в точки. Например, отдельные статьи теоретического характера на форуме проекта публиковали Владимир Щелоков aka vms и Антон Моржаков aka morjik, причем статью последнего о блице, написанную 19 января 2007 года, можно прочесть и сейчас. Самой же основательной попыткой собрать воедино историю, теорию и практику точек стала уже упоминавшаяся книга Колосова «Точки — разминка для ума», вышедшая под эгидой украинской общественной организации «Країна інтелекту» и впервые опубликованная в 2006 году. Колосов — один из модераторов канала irc.kerch.net — работал на проекте «Points XT» с первых лет, сам очень сильно играл в точки, а личные амбиции и предприимчивость позволили ему впоследствии стать наиболее заметной фигурой в точечном сообществе. На момент публикации его книга стала важным событием и определенный вклад в развитие и популяризацию точек, разумеется, внесла. Некоторые главы, касающиеся правил игры, конкретных тактических и стратегических приемов, а также сборник практических задач до сих пор актуальны и могут быть рекомендованы к прочтению новичкам. Ошибочной представляется разве что нарочитая эксплуатация восточно-азиатских мотивов с постоянными апелляциями к родству точек и го. Попытка оседлать популярность древней игры понятна, только вот вреда от подобной «рекламы»,  пожалуй, больше, чем сиюминутной выгоды, поскольку читатель при такой постановке вопроса неизбежно приходит к выводу о вторичности точек. Тем более что историю игры автор сводит к искажению правил го, а все, что происходило до появления волковской программы, опускает.

Первые попытки придать точечному сообществу некий официальный статус также связаны с «Points XT». На сайте проекта долгое время размещалось такое объявление (орфография оригинала сохранена): «Для легализаЦии точечного движения в Украине необходимы люди с различных регионов страны. Все, кто сможет посодействовать — просьба обращаться в Аську… или на e-mail». Сюда же можно отнести и упоминавшуюся выше общественную организацию «Країна інтелекту», информация о которой в Сети ограничивается куцым упоминанием на сайте Колосова. Дальнейшего развития эти начинания, к сожалению, не получили.

На 2006 год приходится и начало турнирной истории точек — этой важной и обширной теме будет посвящено отдельное исследование.

настольная логическая игра точки павел миловПоследнее обновление клиента «Points XT» — версия 2.2.0 — вышло 14 августа 2006 года. Это стало пиком развития проекта и началом его заката, ставшего очевидным год спустя. Слишком велика оказалась роль создателя программы в жизни маленького сообщества энтузиастов, поэтому с отходом Волкова от дел начались проблемы. Один из очевидцев событий — Павел Милов aka sai — так описал этот процесс на своем сайте (ныне также недействующем): «культовая программа для игры в точки, долгое время бывшая самым продвинутым точечным проектом и объединявшая вокруг себя сильнейших игроков, в настоящее время вынуждена существовать в положении “худо-бедно”. Упадок начался с потерей интереса к проекту со стороны его основателя — iXy. Осенью 2007 года перестал работать старейший точечный сервер — irc.kerch.net, а вскоре был утрачен и домен pointsxt.ru. В качестве замены игрового сервера командой проекта “Мир Логики” был запущен irc-сервер logicsworld.net (в настоящее время практически не посещаемый), а содержимое сайта и форума Points XT было перенесено на pointsxt.logicsworld.netВ 2008 году появилась ещё одна ветвь развития проекта Points XT. Один из модераторов канала irc.kerch.net, известный под ником VETASKA, в рамках проекта tochki.org создал свой собственный канал для игры — irc.tochki.org. Спустя некоторое время, туда были возвращены старый статистический бот и рейтинги. Однако, восстановление былого хозяйства не значительно выправило бедственное положение — хотя программа Points XT и доступна до сих пор, но явно устарела технически и не развивается. Перетаскивание же игроков с сервера на сервер в свою очередь ударило по проекту с другой стороны. Сообщество игроков Points XT оказалось раздробленным, многие из них, лишившись привычной среды общения, утратили интерес и к самой игре».

Действительно, последняя сохраненная в веб-архиве копия сайта pointsxt.ru датирована 10 августа 2007 года. 13 декабря 2007 года появляется первая копия нового сайта.

настольная логическая игра точки pointsxt сайт

Просуществовал он довольно долго: последняя копия сохранена 25 октября 2012 года. При этом посещаемость, судя по всему, была минимальной, а последние сообщения на форуме относятся к 2009 году. Дробление сообщества, однако, началось еще раньше. Уже 11 июня 2007 года появляется первая копия созданного Колосовым сайта (в настоящее время уже не функционирует). Со временем там появились форум, авторский блог владельца, различные тематические материалы, информация о турнирах и многое другое. Несколько лет сайт удерживал лидирующие позиции среди ресурсов точечной тематики, причем Колосов стал первым, кто постарался уйти от сугубо любительского формата и конвертировать интерес к точкам в реальные средства за счет размещения рекламы. Энтузиазм энтузиазмом, но содержание игрового канала и портала, а также проведение оффлайн турниров требовало немалых вложений. Составить ему конкуренцию некоторое время пытался Милов и, надо сказать, его сайт — tochki.su, созданный в начале 2008 года, отличался хорошим качеством контента — статей и обзоров. Однако обновлялся он редко, высокой посещаемостью похвастаться не мог и держался на одном лишь энтузиазме автора, которого хватило до середины 2012 года.

настольная логическая игра точки tochki.su сайт

Кроме того, Милов был соавтором амбициозного, но так и не появившегося на свет проекта — игрового клиента «OpenDots». По замыслу создателей — упоминавшейся уже команды «Мир Логики» — он должен был стать достойной заменой «Points XT» и объединить расколотое сообщество. Судя по сохранившимся благодаря веб-архиву страницам сайта, работа по созданию клиента, начавшаяся в 2008 году, продвигалась крайне медленно и в том же году была свернута.

логическая настольная игра точки сайт opendots  логическая настольная игра точки сайт opendots  логическая настольная игра точки opendots

В данном случае получила наглядное подтверждение поговорка о том, что в одну воду нельзя войти дважды. Расчет выходцев с «Points XT», каковыми были соавторы «OpenDots», на повторение успеха культового точечного проекта путем одной лишь модернизации клиента и апелляции к старым добрым временам, не выдержал испытания реальностью. Концепция, которая была революционной в начале десятилетия, к его завершению себя явно исчерпала, поэтому для качественного рывка требовались принципиально иные программные и социальные технологии. Подобные примеры мы увидим и в дальнейшем — ошибкам, к сожалению, свойственно повторяться.

«Points XT», между тем, продолжал жить. После переноса рейтинга и статистики на irc.tochki.org там вновь сформировалось небольшое, но сплоченное сообщество игроков, среди которых были и некоторые ветераны, и представители нового поколения. Используя былую славу клиента, Колосов активно продвигал свой портал в качестве официального и безальтернативного, регулярно проводил очные и заочные турниры, пытаясь сконцентрировать точечное сообщество вокруг единого центра, привлечь внимание спонсоров и рекламодателей.

настольная логическая игра точки pointsxt top10Со временем, когда стали появляться и другие проекты, в том числе гораздо более посещаемые, «Points XT» превратился в своеобразный орден точечных крестоносцев. Завсегдатаи клиента регулярно совершали набеги на другие площадки, проверяя аборигенов на игровую состоятельность и пропагандируя истинную «веру». В качестве знамени, как правило, использовался SUPERZmei, который к тому времени практически перестал играть и перешел в разряд живых легенд. В свою очередь, игроки с других проектов не могли считаться в полной мере состоявшимися,  пока не доказали свою силу на «Points XT». Этот путь прошли практически все нынешние лидеры, за исключением самых молодых. Определенный смысл в такой инициации действительно был, поскольку средний уровень мастерства «крестоносцев» продолжал оставаться довольно высоким, а вся турнирная активность, без которой немыслим спортивный рост, долгое время замыкалась на фигуре Колосова. Такой симбиоз количества, обеспечиваемого другими проектами, и качества, сохранявшегося на «Points XT», давал хороший результат и казался наиболее перспективным путем развития точек.

Действительность, однако, внесла свои жестокие коррективы. Самый массовый на тот момент точечный проект, о котором мы поговорим в следующей главе, трагически разбился на взлете. Поток новичков иссяк, в результате чего «Points XT» очень быстро превратился в закрытый клуб общения старых знакомых. Игровая активность стремилась к нулю, оживая лишь на время немногочисленных турниров. Очевидное отсутствие перспектив привело к тому, что оплата игрового сервера, а также поддержание спортивной и социальной составляющих стали для Колосова обременительными. Некоторое время он пытался разделить расходы с игроками, однако, не встретив понимания, 15 декабря 2010 года отключил сервер. Затем перестал работать и форум на портале. Последний очный турнир в Киеве состоялся весной 2010 года.

настольная логическая игра точки василий новиковОднако даже самоустранение Колосова не привело к окончательному угасанию удивительно живучего проекта. Эстафету приняла группа игроков, неформальным лидером которой стал Василий Новиков aka vn91 — энтузиаст точек и по совместительству программист, внесший существенный вклад в развитие игры. Некоторое время клиент располагался на канале ircworld.ru, а в июне 2011 года был перенесен на вновь созданный канал pointsgame.net. 17 июня 2011 года открылся и новый портал, по сей день являющийся пристанищем для многострадального, но легендарного «Points XT». Игровое и социальное значение клиент практически потерял, однако продолжает храниться как реликвия, изредка принимая турниры, для которых до сих пор вполне годится в силу не имеющей аналогов надежности. Более того, в 2011 году он получил дополнительную функцию — игру с искусственным интеллектом, созданным на основе алгоритмов Евгения Курневского aka keij и Ивана Кочуркина aka KvanTTT.

Что же дал точкам «Points XT»? Какой вывод можно сделать, подводя промежуточный итог его истории? Помимо лежащих на поверхности заслуг, вкратце описанных в начале главы, имеется и нечто гораздо более важное. Проект наглядно продемонстрировал всю нелепость стереотипа, согласно которому точки не имеют никакой спортивной ценности и годятся лишь для развлечения скучающих школьников. Именно «Points XT» впервые доказал, что фольклорный образ чемпиона школы не имеет ничего общего с реальными вершинами точечного мастерства. Именно «Points XT» вселил в десятки и сотни людей уверенность в том, что их любимая игра не является гадким утенком в ряду интеллектуальных единоборств, а вполне заслуживает свое место под солнцем. Именно воспоминания о легендарном проекте не давали горстке энтузиастов опускать руки в те моменты, когда угасание точечного движения казалось абсолютно неизбежным. За одно лишь это «Points XT» заслуживает вечной жизни. Его надо хранить как символ, как знамя, как бесценную традицию. Слишком мало у нашей молодой игры традиций, чтобы позволить одной из них кануть в Лету.

Ну и в качестве эпилога к данной главе хотелось бы сказать несколько слов о двух довольно курьезных проектах, явно запоздавших с появлением на свет.

В 2008 году автор, известный лишь по никнейму FrozenFire, создал две программы с незамысловатым названием «Точки». Первая позволяла играть вдвоем локально или через удаленный сервер. Вторая же — единственный в своем роде клиент, поддерживавший режим игры втроем точками синего, красного и зеленого цветов. Обе так и не были доработаны: они существуют лишь в тестовых версиях, которые до сих пор можно скачать через веб-архив. С технической точки зрения и в плане функционала оба клиента уже в момент появления безнадежно устарели и представляют интерес лишь с точки зрения истории.

логическая настольная игра точки frozenfire  логическая настольная игра точки frozenfire  логическая настольная игра точки frozenfire  логическая настольная игра точки frozenfire

Последним же из могикан, завершающим эпоху устанавливаемых на компьютер программ для игры в точки, является, вероятно, проект, от которого остались только архивная копия страницы, датированная декабрем 2010 года, и название клиента — «Points GT». Никакой другой информации нет.

настольная логическая игра точки pointsgt

Неумолимый прогресс выводил на авансцену других героев, открывая новые горизонты и припасая новые проблемы.

Александр Парфенов. 20 ноября 2015 года