Данил Шведов

Игра точки. Данил ШведовГод рождения: 1976

Гражданство: Россия

Регион: Челябинск

Никнейм: н/д

Контекст интервью: успешное выступление на Кубке вызова 2019 года.


- Расскажи немного о себе: откуда ты, чем занимаешься по жизни?

– Я родился и почти всю жизнь прожил в Челябинске. В младших классах школы учился очень посредственно, но к старшим классам меня вдруг начали увлекать науки. Сначала я очень увлекался химией. Стал лучшим учеником по химии в школе, занимал призовые места на районных и городских олимпиадах. Я уже молчу, что дом я почти превратил в химическую лабораторию. Все вокруг мне пророчили будущее химика. Дальше не буду вдаваться в подробности. По разным причинам мне не удавалось пару лет поступить в ВУЗ. И за это время всерьёз увлёкся физикой и математикой. Я тогда был уверен, что с помощью этих наук можно познать весь Мир и овладеть абсолютной истиной. Когда стал студентом местного педагогического университета по специальности "учитель физики и математики", физика и математика для меня были настоящей страстью. Я был одним из лучших студентов университета, занимал призовые места на олимпиадах. Начиная со второго курса, университет меня отправлял в различные командировки на всевозможные научные студенческие мероприятия. Все пророчили мне будущее учёного физика. По окончании университета я на год сходил в армию и после армии устроился преподавателем в самый престижный ВУЗ города на кафедру физики. Это были 2000-е годы, думаю, вы понимаете ситуацию в стране. Глядя на своих коллег-профессоров, я быстро понял, что денег нет и не будет, а наука в стране почти умерла. Через два года работы я уволился и подался в "компьютерщики". Меня заинтересовало веб-программирование. Не буду описывать, кем и где я работал, но через какое-то время я уже работал программистом на самом крупном в то время портале города. Уволился я оттуда, чтобы стать программистом-фрилансером. Это был 2007 год. По сей день я работаю "сам на себя", нахожу подработки и выполняю их дома. На твой вопрос - чем я занимаюсь по жизни - отвечу так: я исследователь этого Мира, хочу понять всё.

– Какие же исследования тебе больше всего по душе? И что скажешь насчет хобби?

– Чем я только в жизни не занимался. Меня интересовали совершенно разные области наук и других практик. Как я уже рассказывал, это были химия, затем физика и математика. Причём физика настолько многогранная наука, что её знание позволяет развивать деятельность совершенно в разных областях. От радиолюбительства до починки водопроводного крана. Кстати, не все сантехники знают, что современный водопровод появился благодаря открытию закона Паскаля. Водопровод в Древнем Риме работал по другому, очень неудобному принципу. Меня интересует и психология, и программирование. В последние года три я более интенсивно, чем раньше, увлёкся комнатным цветоводством и ботаникой вообще. Дело в том, что сейчас появилась возможность доставать такие растения, которые раньше были вообще недоступны. К тому же сообщество цветочников и цветочниц оказалось весьма своеобразным. Так что есть теперь у меня два направления интересов: выращивание растений и общение с сообществом растениеводов. Даже затрудняюсь сказать, что более увлекательно. Что касается растений вообще, то меня привлекает не внешний вид листьев и цветения, что особенно ценится большинством цветочников, а какие-то особые свойства другого плана. В моей коллекции есть лекарственные растения, воспетые в легендах и имеющие свой след в истории Человечества; также есть растения, умеющие шевелить листьями; хищники, которые могут ловить и съедать мошек; тилландсии, которые растут без корней; куча хорошо пахнущих растений - фруктовых, ягодных и тому подобных. Конечно же, знания о комнатных цветах очень хорошо переносятся на садовые и даже сельскохозяйственные растения. Так что при желании это увлечение можно превратить в практическую выгоду. Знания из ботаники — это часть знаний о жизни на Земле. Думаю, логично включить и их в свою программу исследования Мира.

– Помимо увлечения разными науками, ты играешь в точки - далекое от науки занятие. В какие-то еще интеллектуальные игры играл? Как успехи?

– В точки играл еще в школе. Уж не помню, в каком классе появилась эта "зараза" - где-то в 7-8-ом классе. Сначала я как-то не понимал игру, а потом втянулся и стал одним из лучших игроков в классе. Помню, мой портфель был набит листками с точечными партиями. Листки в клеточку были настоящим дефицитом и ценностью. Помню был такой случай, что нам раздали результаты контрольной по математике, а листы были не полностью исписаны. Так мы решили, что на пустом месте ещё можно сыграть в точки. В школе эта игра у нас называлась "точки" или "феодал". Мы как раз по истории проходили феодальный строй и нам твердили, что главная задача феодала — захватить как можно больше земли. В школе учителя всячески боролись с точками. Мне как-то врезался в память один случай. Математичка говорит одному парню: "Вот сейчас и посмотрим, полезна ли для вашего ума игра в феодала; вот тебе задача по математике и решай". Парень с задачей не справился и тогда математичка уже на весь класс разоралась, что это тупая игра и мы тут все занимаемся ерундой. После школы было как-то не до точек да и соперников не было. Лишь в 2016 году я нечаянно наткнулся на приложение "Спортивные точки" и с тех пор иногда поигрываю. В другие интеллектуальные игры я так увлечённо не играл. У меня были другие способы размять мозги. На счёт далёкости точек от науки я с тобой позволю себе не согласиться. Считаю, что точки довольно математическая игра. Если уж игру в карты можно как-то рассчитать с помощью теории вероятностей, то уж для точек явно найдётся математическая теория.

– Впервые человек, у которого беру интервью, вспоминает название "феодалы". Еще, насколько я знаю, в те далекие времена не существовало единых правил. Что можешь сказать в целом про игру на листике, были ли у вас какие-то интересные принципы ведения игры?

– Ой, давно это было. Там все было просто и по-дружески. Играли, пока не кончалось место. Тогда подсчитывали точки, если глазом не видно, кто победил. Глобал у нас назывался "великим окружением". Правило заземления обозначалось просто фразой "эти точки уже не окружить". А так, больше ничего. Помню, видел, что в 9-ом классе одна компания придумала какое-то правило, что в каких-то случаях край листа можно считать частью своей цепи для окружения. Но я так не играл и ничего внятного сказать не могу. В общем, ничего особенного у нас не было.

– Совсем недавно ты открыл для себя и спортивную составляющую игры. Ставишь ли перед собой какие-то цели, и есть ли надежды лицезреть тебя в последующих турнирах?

– Ты так спросила, будто я почувствовал себя надеждой точечного сообщества. Я на данный момент играю довольно посредственно. Поэтому и не участвовал в турнирах, так как считал, что сначала лучше подтянуть уровень игры, чтобы не быть "боксёрской грушей" для более опытных игроков. Первый раз я участвовал на турнире, организованном Василием Сидоренко. Василий пообещал, что это будет турнир для игроков средней руки, и я согласился. Эффект от турнира для меня был неожиданным. Дело в том, что раньше мои игры мастера и гроссмейстеры почти никогда не смотрели. На турнирных же играх я увидел такое количество смотрящих игру и при том там было много мастеров, что мне аж страшно стало. К тому же мне было известно, что мои игры собрались разобрать топовые гроссмейстеры: Игорь Шлимак и Оксана Дымарчук. Всё это создало дополнительное социальное давление и я вдруг почувствовал, что играю лучше, чем раньше. Таким образом, после турнира я играл уже более уверенно, чем до него. Вообще, в силу того, чем я занимался раньше, разные люди мне неоднократно рассказывали почти наизусть те темы, которые им попались на экзамене по физике или математике. То есть, из всего пройденного они почти всё забыли, а вот ту задачу или ответ на экзаменационный вопрос они способны воспроизвести наизусть спустя много лет. Теперь я знаю, что подобным эффектом обладает и турнир. Во время игр с дополнительным социальным давлением может открываться новое видение игры. Да и мастера потом делают очень важные комментарии. Вася мне твердил, как заклинание: "Считай точки, считай точки". Игорь на разборе подсказал много вариантов комбинаций, ты потом неплохо рассказала об общих стратегиях игры. В общем, я теперь иногда буду участвовать в турнирах ради своего обучения и общего поднятия уровня игры.

– Практически каждый игрок, который решился принять участие в первом своем турнире, переживает много разных эмоций: от радости к печали, спортивную злость, волнение. Правда, это все индивидуально и зависит от самой личности, но все же, какие эмоции прослеживались у тебя при первых удачах и неудачах?

– Да, эмоции от игры вообще бывают довольно сильными, а во время турнира они еще сильнее. За одну партию я могу, в зависимости от развития, испытывать злость, страх и грусть, радость и чувство превосходства. На последнем турнире - Кубке вызова 2019 года - первым соперником был Максим Сизанов. На первой партии он меня поймал на комбинации и я сдался. Естественно, появилась эмоция грусти, но я собрался и решил отыграть, как можно лучше остальные партии. На второй партии Максим довольно технично выстроил защиту. Я в какой-то момент уже почти на автомате тыкал точки и почувствовал, что нахожусь уже в какой-то полудрёме. Сквозь полусон вдруг четко увидел картину партии как на ладони, понял, как сплетаются линии и как нужно играть, чтобы получить преимущество. Когда преимущество было на моей стороне, то у меня проснулся какой-то азарт и я зачем-то начал атаковать немного просевшую группу точек Максима. Тут вспомнил Васино "считай точки" и заземлился. Третью партию играл тоже в состоянии полусна. В четвертьфинале должен был играть с Александром Фофановым, но он не явился и я прошёл в полуфинал автоматически. Сначала я был очень рад, что Александр не пришёл, но на следующий день почувствовал какую-то злость на Александра. Всё-таки я настроился на игру, приготовился, а он не явился. Это незаконченное действие как-то меня немного напрягало. Потом во мне что-то сломалось и, когда нужно было играть уже с мастерами, я как-то не смог настроиться на игру и смотрел на поле как баран на новые ворота. Естественно, в таком состоянии я слил все партии. После такого финала у меня чуть не началось что-то вроде депрессии, но я умею справляться с таким настроением. Хочу от себя отметить, что эта игра — отличная площадка не только для тренировки логики, но и для тренировки умения достойно выигрывать, достойно проигрывать, справляться со своими эмоциями.

– Опытные игроки уже продумали свой план подготовки к серьезным играм и турнирам в целом. В день перед игрой кто-то старается отдохнуть и не думать об игре, кто-то за полчаса до игры - прогуляться, съесть шоколадку, а кто-то, наоборот, изучает соперника, все его слабости. Как ты готовился к важным играм?

– Я еще не такой опытный, поэтому моя подготовка заключалась в том, что я просматривал несколько партий и делал зарядку. Не знаю, считается ли то, что я подготавливал кружку чая и старался поудобнее сесть в кресле.

– Ты - один из немногих активистов сообщества, которые, несмотря на свой любительский уровень, показывают другим, что не обязательно уметь хорошо играть, чтобы вносить весомый вклад в развитие игры. За время существования площадки опубликовано множество твоих сочинений разной тематики. На конкурсе статей затронул теоретическую часть игры и вкратце рассказал о фигурах, которые игроки используют во время партий. Потом были статьи "О телепатии" и " Общения точками", где рассматривались проблемы, о которых точкисты никогда не задумывались ранее. С недавнего времени попробовал себя и в роли журналиста. Что тебя вдохновляет творить и искать разные жанры для проявления своих литературных способностей? Какие жанры даются тебе легче всего, ведь ни каждому автору дано освещать проблему с разных ракурсов? Продолжишь ли радовать своим творчеством читателей?

– Я очень люблю экспериментировать, пробовать что-то новое. Когда обнаружил приложение «СТ», то быстро понял, что играю довольно посредственно. Чтобы подтянуть уровень игры, было бы неплохо как-то наладить общение с более опытными игроками. Тут как раз администрация «СТ» объявила конкурс статей и я решил в нем поучаствовать. Я рассуждал так: “Самое страшное, что может произойти, - мне просто откажут в публикации этой статьи. А вот, если все-таки статью опубликуют, то, возможно, кто-то захочет обсудить текст статьи и подскажет мне какие-то секреты игры. К тому же можно лишний раз потренировать свою письменную речь». Так я впервые что-то написал для сообщества. Как ни странно, но статью опубликовали и даже дали ей призовое место. К какому-то бурному обсуждению это действо не привело, но мою популярность в сообществе немного повысило. Все остальное я уже писал по своей инициативе и по настроению. Сделать первое интервью мне предложила ты, за что тебе от меня особенная благодарность. Я до этого даже не имел представления, как это делается, но благодаря атмосфере дружеского общения с тобой первое интервью все-таки получилось. Вообще, в отличие от написания статей интервью дает возможность непосредственного общения с интервьюируемым и находит гораздо больший отклик у сообщества. Разумеется, я на достигнутом не остановлюсь, буду продолжать в том же ключе и искать какие-то новые подходы. Помимо написания статей и интервью, я пробую более активно общаться в чате Приложения, общаться с игроками лично. Что-то из этого получается, а от чего-то придется отказаться или как-то изменить способ выражения. Например, я пробовал болеть за некоторых игроков во время турнира путем написания в чате каких-то слов поддержки. С одной стороны, это действительно оживляет общение в чате, но, с другой стороны, такое мое поведение как-то обижает соперника поддерживаемого мною игрока и приводит даже к личным конфликтам со мною и некоторыми участниками турнира. Конечно, писать и общаться можно много, но вряд ли меня здесь будут воспринимать всерьез, если я не подтяну уровень своей игры. Все-таки главное, чем сюда приходят заниматься люди, – это игра в точки.

– Все время существования Приложения администрация пытается как-то мотивировать людей к разного рода деятельности, самостоятельности. Одно время даже неплохо получалось - часто публиковались новые произведения, хоть и практически одних и тех же авторов. Действительно, для развития игры нужно много усилий от каждого человека, а не от одного. Каким образом можно попробовать заинтересовать новых людей к творчеству? Стимулировать опытных игроков выпускать какие-то учебные материалы, обучать новичков?

– К сожалению, сейчас отмечается некоторый спад интереса к Приложению. Думаю, зависимость здесь такая, что, чем больше людей в Приложении вообще, тем больше тех, кто будет заниматься творчеством. Что касается учебных материалов и обучения, то я считаю, что необходимо развивать функциональность приложения вообще. Я понимаю, что владельцы приложения и так много делают для развития игры и сообщества, но многие гроссмейстеры, с которыми я общался, отмечают, что в приложении очень слабо представлен функционал для обучения и наставничества. Ты сама в своих видеоразборах партий как-то посетовала, что вынуждена идти на другие ресурсы для записи видео, так как на них есть возможность наглядно показать ветки развития партии, оставлять текстовые комментарии к ходам, расставлять какие-то метки и поясняющие значки на игровом поле и так далее. В приложении "СТ" на сегодняшний день подобного функционала очень сильно не хватает.

– Сейчас в официальных турнирах, которые проводят СКСТ и ЛСТ (Севастопольский клуб спортивных точек и Лига Спортивных точек - прим. ред.), принимают участие одни и те же люди, лишь изредка регистрируются новые. Недавно попробовали провести турнир с ограничением по классу (Кубок вызова 2019 года - прим.ред.). Да, добились участия нескольких новых игроков, но результат все равно не тот, что хотелось бы. Ты, будучи участником, как оцениваешь этот турнир с точки зрения школы мастерства? Возможно, внес бы какие-то изменения в условия проведения? Надо ли побольше таких турниров?

– Вообще, как правило, турниры и соревнования проводятся не только для игроков, но и в большей мере для зрителей. Развитие интереса к соревнованиям в Приложении я вижу не в том, чтобы привлекать людей к участию в качестве игроков, а в том, чтобы повышать интерес у зрителей. А для зрителей очень важно, чтобы были комментаторы. Дело в том, что комментаторы повышают ощущение вовлечённости зрителя в процесс самой игры. В идеале нужно на каждую турнирную партию или хотя бы на каждый этап турнира назначать комментатора, который бы вел видео, аудио или хотя бы текстовые стримы. Причём стримы должны быть живыми, то есть идти непосредственно во время самих партий. Сейчас какие-то комментарии к турнирам есть только постфактум в виде отчетов в блогах. Также я вижу возможность повышения вовлечённости зрителей в турнирный процесс путем “боления” за игроков. Я уже писал, что, если писать слова поддержки непосредственно в чат игры, это приводит к некоторым негативным побочным эффектам. Думаю, было бы неплохо реализовать в приложении возможность ставить какие-то галочки болельщика для участников турнира, чтобы каждый участник турнира мог видеть, сколько человек его поддерживают. Все это может повысить общий интерес к турниру и увеличить просмотры данных мероприятий. Что касается участия в турнире в качестве игрока, я бы хотел иметь возможность соревноваться с оппонентами примерно моего уровня мастерства. Не хочется быть боксёрской грушей для более мастеровитых игроков, да и более опытным игрокам вряд ли понравится соревноваться со слабыми соперниками.

– В последнее время все больше разговоров о клонах, которые будто бы являются проблемой Приложения. И некоторые игроки свою точку зрения объясняют тем, что новички, только что зашедшие в игру, сталкиваются с клонами более сильных игроков, после чего, не увидев интереса в избиении, просто уходят. Другие говорят, что это отрицательно сказывается на рейтинговой системе. Однако, насколько я знаю, клоноводство свойственно всем игровым приложениям в Интернете, просто там, где очень много людей, это практически не ощущается. Лично для тебя являются ли клоны проблемой и почему? Если да, то какие есть идеи для решения данной проблемы?

– Ты права, тема клонов в нашем сообществе уже не раз обсуждалась и будет еще обсуждаться. Я считаю, что клоны – это явление многогранное и неоднозначное. Они и проблема, и фишка, и "тоже являются частью Вселенной". Дело в том, что разные люди заводят себе игровые аккаунты под другими именами с разными целями. У одних людей цель регистрации в приложении под псевдонимом вполне безобидная, а иногда даже и благородная, а вот у других цели этого действия гнусные и разрушительные. Именно они и являются проблемой, но обо всём по порядку. По моим наблюдениям и признаниям некоторых клоноводов, есть несколько основных целей создания клонов. Во-первых, некоторые игроки сильно дорожат статусом своего аккаунта и поэтому заводят клона, чтобы с этого второстепенного аккаунта можно было играть без напряга и спокойно упражняться в игровом умении. Считаю, что это вполне безобидно. Во-вторых, часть игроков натренировались играть в одном стиле и достигла в этом стиле хороших результатов, но хочет потренироваться в игре в других стилях. Для того, чтобы спокойно и комфортно развивать навык игры в другом стиле, заводят себе клона. Например, игроки, преуспевшие в защитном стиле, часто боятся со своего основного аккаунта играть в атакующем стиле или глобалить. Создание клона для целей экспериментов в игре и развития всесторонности, я считаю, благородной целью. В-третьих, есть такие люди, в литературе я нашел им название - "психологические вампиры", которые получают удовольствие от причинения другим людям каких-либо психологических страданий и вызывания у них отрицательных эмоций. Такие вампиры входят в состояние эйфории, если им удалось довести кого-то до нервного срыва. Вот именно такие люди и являются проблемой. Они заводят левые аккаунты специально, чтобы заниматься психологической травлей других участников приложения. Как правило, берут для своих клонов сразу какие-то обидные имена и аватарки, а затем начинают сливать рейтинг, просто вызывая на игру и сдаваясь игрокам с низким рейтингом, а в играх с владельцами более высокого рейтинга начинают выигрывать, при этом не забывая писать в чат или личку какие-то обидные или оскорбительные комментарии. Не буду перечислять все замеченные мною их методы моральных унижений. Могу лишь поделиться своими способами борьбы с ними. Самое важное - знать про существование психологических вампиров и уметь как можно быстрее распознавать, что ты имеешь дело именно с одним из них. Хочу сразу сказать, что психологический вампиризм есть не только в "СТ", но и во всей остальной жизни. Как только понял, что перед тобой вампир, сразу определяешься, что это больше не объект твоего общения, а тренажёр по противодействию психологической травле. Твоя задача не доказать свою правоту, не наставить вампира на путь истинный, а просто, как минимум, стать неинтересным для вампира. Уже известно, что, если человек не реагирует на троллинг или оскорбления, то он становится просто неинтересным для тролля. Я, если попадаю на такого вампира, просто перестаю читать комментарии и стремлюсь просто доиграть партию, по возможности выиграть, а потом как ни в чем не бывало сказать "спасибо за игру" и всё. Я знаю, что есть психологические механизмы, из-за которых, если вампир старательно троллил, но ничего не вышло, то у него нарастает сильный внутренний стресс, и, если он быстро не найдёт несколько человек для удачного троллинга, то стресс может довести этого тролля до нервного срыва. Вообще, следует понимать, что тролли – это психологически больные люди, невротики. Так зачем же вступать в словесные состязания с больным человеком? Я слышал, что в Европе алкоголикам в транспорте уступают место, так как это больные люди. Я где-то слышал изречение: "В жизни нужно представлять себя санитаром в психиатрической больнице, где все остальные люди – пациенты. Так, если тебе в спину прилетела вилка, то не нужно винить пациента, а нужно винить себя, так как это ты позволил быть в больнице вилке, которой тебя смогли ранить. А если окружающие начинают вести себя разумно, то тихо радоваться, что хоть кто-то выздоравливает". Клоны клонами, но я слышал рассказы, что в нашем сообществе есть мастера и гроссмейстеры, которые со своей компанией и от своего настоящего имени начинают другим игрокам в личку писать гадости и оскорбления. Так что проблема психологической травли очень глубокая и почти неискоренимая.

– Ты говоришь, что в точках много психологической травли, и с этим нельзя не согласиться. Наверное, многие таким вот образом пытаются самоутвердиться. Однако подобные ситуации есть не только в “СТ”, но и в других сферах жизни. Тут, кстати, можно и плюсы найти - люди проходят "школу жизни" в Сети, чтобы потом не совершать ошибки в реальной жизни. А как ты относишься к сложившемуся в чате “СТ” стилю общения? Ведь по этому поводу тоже часто возникают вопросы, а администрации, чтобы немного уменьшить накал страстей, пришлось ужесточить правила.

– А чего ты так отделяешь точки от жизни? Я считаю, что точки – это всего лишь одно из занятий в жизни. В жизни иногда бывает психологическая травля, а игра в точки к этой травле просто хорошо располагает, поэтому в Приложении накал страстей немного больше, чем в других делах. Дело в том, что, хоть мы и считаем себя вершиной эволюции и обладателями свободного сознания, все равно нашим поведением управляют древние инстинкты, доставшиеся нам еще с тех времен, когда некоторые обезьяны начали эволюционировать в неандертальцев, а затем в людей. Приматологи отмечают, что у всех обезьян очень развит иерархический инстинкт. Стоит у стаи обезьян появиться свободному времени, они начинают друг друга груммить (вычёсывать блох), причём большую часть времени более низкостоящие в иерархии обезьяны груммят вышестоящих обезьян. Иногда в стае начинаются стычки за место в иерархии. Естественно, иерархический инстинкт очень развит и у людей, только у людей грумминг и стычки приобрели некоторые новые формы помимо обычных. Учёные недавно открыли так называемую дефолт-систему мозга (ДСМ). ДСМ – это некоторая структура нейронных связей в мозгу, которая включается каждый раз, когда бодрствующий мозг не занят какой-то активной задачей, то есть работа мозга по дефолту. Так вот эта ДСМ включает в свои структуры большую часть мозга и занимается только тем, что обдумывает наше место в иерархии общества. ДСМ моделирует персонажей нашей "внутренней стаи" - тех людей, которых мы знаем и они для нас значимы, и устраивает между этими персонажами иерархическую борьбу. Так как ДСМ связана с центром речи мозга, то эти персонажи в наших мыслях постоянно разговаривают друг с другом, ругаются, дерутся и чего только не делают, лишь бы главный персонаж, наше Я, так или иначе поднимался в иерархической лестнице. Некоторые люди пытаются сознательно остановить словесные баталии между персонажами из ДСМ в своей голове, но, как известно, наше сознание занимает от силы 3% мощностей мозга и против большей части мозга у него почти нет шансов. Если мысленные скандалы и можно остановить, то ненадолго. Так вот, приложение "СТ" устроено таким образом, что очень сильно раздражает иерархический инстинкт. Тут тебе и рейтинг, и спортивные звания, и вообще поражение или выигрыш в партии для иерархического инстинкта воспринимается довольно остро. Если человек проигрывает, то возникает иллюзия, что он не только в рейтинге опустился, но и в жизни. Поэтому некоторые игроки опускание в рейтинге начинают пытаться компенсировать методами самоутверждения в жизни. Я с тобой согласен, что "СТ" - хорошая площадка для тренировки ещё и методов успокоения своей ДСМ, повышения роли сознания в управлении эмоциями. Важно потратить время на объяснение своему основному персонажу из ДСМ, что игра – это игра, а жизнь – это жизнь. И что если на поражение в партии отреагировать оскорблениями и переходом на личности, то это в реальной жизни для тебя создаёт условия для опускания в общественной иерархии, а вот если при проигрыше восхититься умением соперника и поблагодарить его за игру и потраченные на игру с тобой его нервное напряжение и время, то это будет приводить к улучшению твоего положения в жизни. Точно так же при выигрыше партии не стоит слишком зазнаваться и тем более не стоит словесно добивать соперника, может быть, имеет смысл даже как-то морально поддержать проигравшего, если он хороший человек, конечно. Но, если уж на тебя напали, то тут грех не потренировать в относительно безопасных условиях методы достойного выхода из конфликтных ситуаций. По поводу работы администрации хочу сказать, что считаю их действия вполне адекватными и мудрыми. Конечно, ошибки бывают у всех и у руля "СТ" тоже люди, но в целом мне нравится. Могу лишь посоветовать продолжать экспериментировать с разными приёмами общения и административных воздействий, продолжать развиваться.

– На пути в гору по рейтинговой таблице игроки выстраиваются гуськом друг за другом, занимая определённые места: чемпионы, призеры, любители, новички. Но чемпионами не рождаются, ими становятся. В этой связи такой вопрос: как ты видишь путь становления сильнейших игроков?

– По этому поводу я сейчас могу только строить теории. Но у меня есть кое-какие предположения. Я вижу два основных момента становления мастера: это приучение своего мозга к игре в точки и изучение (изобретение) всевозможных тактик и стратегий игры. Начну с мозга. Дело в том, что наше сознание получает информацию от остальных отделов мозга уже в обработанном виде. Наши глаза видят сотни цветных пятен, а центр зрения в затылочной части мозга это всё обрабатывает и до сознания изображение доходит уже с пояснениями: вот это листья, а это пальцы, это начало предмета, а здесь он заканчивается и так далее. Процесс приучения мозга к нужной интерпретации проще всего объяснить на примере обучения чтению. Вспомните, когда мы только учились читать, все наши ресурсы сознания уходили на то, чтобы выучить буквы и как-то эти буквы потом сложить в слова. Начинающие читать в какой-то момент могут по буквам произнести слово и не понять, что произнесли. Теперь же, когда мы уже приучили свой мозг к чтению, нашему сознанию нет нужды вникать в буквы. Мы просто смотрим на строки и у нас в голове уже звучит интерпретация текста, а сознание занято обдумыванием сюжетной линии или информации из текста. Тоже самое и с игрой в точки. Сначала я смотрел на партии более опытных игроков и у меня от точек просто рябило в глазах. Тогда мне приходилось внимательно прослеживать цепи из точек и долго разбирать возможные варианты соединения этих цепей. Теперь мой мозг немного привык и я уже проще вижу цепи, а иногда эти цепи как бы подсвечиваются у меня в глазах. Теперь сознательных усилий на обнаружение цепей я стал тратить меньше. Затем настало время, когда я начал выискивать дыры в цепях. Приходилось смотреть на цепь и мысленно отмечать все дыры и пытаться понять, какие из них и в моих, и в цепях оппонента критичные. Со временем мозг начал брать на себя этот автоматизм и думать над дырами приходится уже меньше. То же самое и с навыком подсчёта количества темпов до окружения для своих точек и точек соперника. Думаю, какие-то автоматические навыки игры со временем нужно прививать мозгу, а дальше открывать новые приёмы игры и во время партии уже думать о возможных направлениях развития партии, а не двигать курсором мыши вдоль цепей. Здесь хочу провести параллель с алгеброй. По моему опыту, основной навык в алгебре – это выучить базовые формулы, а потом, решая задачу, смотреть на алгебраическое выражение в задаче и искать там типовые формулы, благодаря которым всё выражение преобразится и в идеале упростится. Чем больше кусков типовых формул найдёшь в выражении, тем быстрее решишь задачу. В точках, я думаю, то же самое. Нужно развить навык обнаружения в партии типовых комбинаций. Чем больше таких комбинаций выучил и чем больше их видишь в партии, тем легче выиграешь. А добиться этого можно в основном через разбор партий и приучения своего мозга различать комбинации без участия сознания.

– Теории, которые переплетаются и с другими видами деятельности человека. По своему тренерскому опыту могу сказать, что существует проблема игроков любительского уровня - нежелание обдумывать варианты ходов. А обдумывание позиций либо, как ты говоришь, изучение всевозможных тактик, является одним из основных залогов мастерства. Есть ли у тебя определенная теория, которая могла бы принести успех в решении основной проблемы игроков?

– Да, я как раз на данный момент к таким и отношусь. Поэтому скорее всего мой ответ будет похож на оправдания. Тут я вижу несколько причин. Во-первых, по-настоящему думать – это одна из самых сложных человеческих деятельностей, и поэтому, если есть возможность не думать, то люди с удовольствием не думают. А возможность такая видится, если на протяжении одного-двух-трёх ходов ничего опасного в ситуации на поле для моих точек не видно, соответственно, можно и не напрягаться. В те моменты, когда в игре сложилась уже критическая или непоправимая ситуация, вот тут уже появляется железная причина подумать. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Во-вторых, есть какое-то ощущение, что долго не делать ход как-то нехорошо. Иногда, когда я долго думал над ходом, мне оппоненты начинали писать что-то вроде “ты там заснул что ли, ходи давай" и всё в этом духе. В-третьих, лично я в какой-то момент просто устаю, а партия ещё не закончилась. Голова ватная, сил вникать во все тонкости процесса уже нет, поэтому начинаю уже механически отвечать на последний ход соперника и сильно не думаю. В-четвёртых, возможно, это тебе видятся ходы начинающих необдуманными. Дело в том, что у новичков, по сравнению с гроссмейстерами, ещё нет таких знаний и опыта. Может быть, слабый игрок и тщательно обдумал свой ход, вложил все свои силы, но в силу своей ограниченности в умении просто не может предвидеть то, что видишь ты, как гроссмейстер. А ты смотришь и думаешь: "Фи. Этот ход спасёт ситуацию только на три хода вперёд, а вот на восемнадцатом ходу будет побит. Ему надо было тщательнее обдумать свой ход".

– Судя по твоим ответам ты любишь наблюдать за игроками, поддерживать их в определенных партиях. Поэтому не могу не спросить, за чьими играми тебе интересно наблюдать? Может, нашел уже себе кумира?

– Я согласен с тем, что нельзя заводить себе кумира. Кумиров нет, зато есть игроки, мастерство которых меня восхищает. Разумеется, что я с особым восторгом наблюдаю партии топовых игроков - ты сама в их числе. Конечно, ход мыслей мастеров мне пока до конца не ясен, но их игра мне видится чем-то невероятным. Тем не менее, среди игроков есть особенно талантливый гроссмейстер Сергей Чернобровин. Мастерство игры Сергея восхищает игроков даже очень высокого уровня. Как ему удается уже не первый год занимать первую строчку рейтинга и быть абсолютным чемпионом, при этом почти не тренируясь, – большая загадка. В своем интервью мне Игорь Шлимак сказал, что Сергей достиг уровня точечного просветления и теперь не нуждается в регулярных тренировках. Конечно же, я смотрю игры мастеров не только, чтобы восхищаться, но и для возможности поднять свой уровень игры. Иногда мне удается кое-что заметить и потом применять в своих партиях. Однажды после просмотра матча за звание абсолютного чемпиона я с трудом уснул. Мне приснился Чернобровин и во сне я его спросил: "Как ты играешь?". Он ответил: "Я строю фигурные мосты". Тут я увидел пейзаж, состоящий из подвесного моста, уходящего куда-то в туман, но в этот момент проснулся. Не знаю точно, что бы это могло значить, но надеюсь, что однажды пойму и смогу тоже стать мастером.

– Если попробовать провести параллели между точками и реальной жизнью, то с чем бы ты сравнил нашу игру?

– Наш разум как-то так устроен, что старается все размышления над любыми задачами свести примерно к одному алгоритму, который связан с какой-то самой проработанной интеллектуальной деятельностью. Как уже известно, шахматисты рассматривают жизнь, как шахматную партию. Тут тебе и пешки — мелкие люди, и ферзи, постановка вилок и мата. Как правило, шахматисты верят в важность построения продуманной жизненной комбинации. Картёжники же наоборот обычно ждут от жизни случайностей, верят в судьбу (как карта ляжет) и собирают козыри. Вспомнилось чьё-то высказывание: "Ну почему, как только у тебя на руках все козыри, жизнь играет против тебя в шахматы?" Подобных примеров метафорической связи людей разных профессий с жизнью можно найти много: автомобилисты в жизни "объезжают", "дают заднюю", "попадают в пробку"; альпинисты "лезут на вершину"; строители свою жизнь "строят"; кузнецы "куют счастье" (хочешь счастья – иди накуй). Хотим мы этого или нет, но и игра в точки скажется на нашем мышлении. Так, в трудных жизненных ситуациях мы испытаем такие же эмоции, как при попадании в окружение соперника, поэтому начнём "искать спасительную дырку" и "выстраивать комбинацию", понимать, что всё важное в жизни нужно "заземлить", да и вообще необходимо "как можно шире раскинуть свои ветки". Думаю, игра в точки довольно хороша для обогащения своего мышления. Так что всем рекомендую играть в точки, но не останавливаться на этом. Чем больше интеллектуальных видов деятельности с быстрой проверкой истинности у человека есть, тем лучше.

– Ты достаточно много приводишь шахматных аналогий. Эта игра является мощной спортивной дисциплиной. Как думаешь, смогут ли точки выйти когда-нибудь на уровень тех же шахмат, и что для этого нужно? Возможно, у тебя есть свои идеи по развитию Приложения?

– Я уверен, что точки станут массовой игрой и спортивной дисциплиной. Как бы там ни было, но сама идея точек как-то цепляет людей, завораживает простотой правил и доступностью инвентаря. Недаром появление точек в учебном заведении быстро становится чумой и губителем учебного процесса. Причём это явление наблюдается не только в странах бывшего СССР, но и в Польше, и в других странах. Так или иначе, но популярность точек за последние годы резко увеличилась. Не знаю, когда и почему, но произойдёт какое-нибудь событие и распространение точек приобретёт лавинообразный характер. А там уже и до официальной спортивной дисциплины недалеко.

Беседу вела Оксана Дымарчук. 11 июля 2019 года.