О начале партии

Первое место на конкурсе статей Зима 2016.


1. Дебют

Большинству игроков дебютная теория в точках представляется излишней: одни просто отказываются предавать ей значение, вторые играют в свое удовольствие и начинают партию абы как, третьи, видимо, способны просчитать несколько веток вариантов на глубину в 3-4 хода. По крайней мере, им так кажется.

Когда после 15-го хода уже проигрываешь одну-две точки, обещаешь себе, что в следующей партии будешь играть аккуратно и внимательно. Когда же в следующей игре ситуация повторяется, то оправдываешься тем, что “позиция была сложная”, “этот вариант я никогда не играл”, “да и вообще Шевцову повезло!”.

Если на обдумывание 10-го хода в партии уходит минута, это о чем-то говорит. А вылетев с турнира на ранней стадии понимаешь, что надо что-то исправлять в своей игре. И начать предлагаю с “начала”.

Для кого эта статья?

Статья будет полезной игрокам начального-среднего уровня с рейтингом примерно 1400-1500 в приложении “Спортивные Точки”. Более опытные игроки вряд ли найдут для себя что-то новое.

Зачем мне знать варианты дебютов?

● Чтобы не сомневаться над одними и теми же ходами в начале каждой новой партии, тратя по пол-минуты на вопрос: “а что мне будет, если похожу сюда?”;
● Чтобы знать сильные ходы, получать преимущество уже в начале, ловить соперников на ошибках и т.д.

2. Основные приемы в дебютной игре

На мой взгляд очень интересны следующие приемы:

● Ходы с темпом.
● Давление на слабое звено.
● Больше-меньше-важнее.

2.1. Ходы с темпом

Ходом с темпом я назову ход, который помимо общего развития ветки/группы точек создает давление/угрозу на точки соперника, вынуждая его на эту угрозу отвечать.
Для примера рассмотрим позицию на рисунке 2.1:

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.1

Опытные игроки легко поймут позицию и найдут правильное продолжение за красных. Остальные же могут обратиться к рисунку 2.2. Своим последним ходом синие создали две угрозы. И хотя у красных есть два различных хода для защиты, я бы предпочел ход с темпом (рис. 2.3).

Такой ход (рис. 2.3) не только защищает две точки, но и создает угрозу окружения слева (темп). Если синие отвечают на эту угрозу, то красные могут спасать свою точку справа. Подобный краткий перехват инициативы позволяет сохранить равновесие в начале партии.

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.2 (слева) и рисунок 2.3 (справа)

Если вы начинающий игрок и данный пример показался вам элементарным, можете попробовать разобраться с позицией на рисунке 2.4. Синие опять создали две угрозы, одна из которых не совсем очевидна (рис. 2.5).

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.4 (слева) и рисунок 2.5 (справа)

И хотя сказать, что партия все еще находится в дебюте, тяжело, условимся на этом.

Попытка спасти точку слева с угрозой на центр (тоже некого рода темп) к положительному результату не приводит (рис.2.6). Есть ли у красных возможность спасти и точку слева, и сохранить группу справа-снизу? Есть, благодаря все тому же ходу с темпом (рис. 2.7):

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.6 (слева) и рисунок 2.7 (справа)

Здесь красные одновременно защищают крайнюю правую точку и создают условия для последующей атаки в случае взятия синими точки слева. Результат вполне может оказаться, как на рисунке 2.8. Можете мысленно дорешать эту позицию. Еще один пример, в котором синие последним ходом создали условия для атаки на центр, но проиграли из-за безвыходной угрозы показан на рисунке 2.9:

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.8 (слева) и рисунок 2.9 (справа)

Ход можете найти самостоятельно.

2.2 Давление на слабое звено

Рассмотрим следующую позицию (рис.2.10):

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.10

Из-за череды ходов в одну линию с одной стороны красные явно уступают в развитии. Синие с двух сторон зажимают их в кольцо и вариантов для контратаки у красных почти не остается. Кроме того, две точки слева снизу явно обособлены, и защищать их от атаки будет проблемно. Понятное дело, что свое преимущество синим надо еще реализовать, но владение инициативой в данном случае очень важно.

Похожий случай (рис.2.11):

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.11

Как с этим справляться?

Взаимными угрозами, как вариант. Заметил, что часто попадаешь в подобные ситуации, пытаясь в начале не усложнять игру, не ставить второй/третий скрест, не играть широко и пр.

Вариант на рис. 2.10 получился из рисунка 2.12. Его вполне реально было перевести на двойной скрест с примерно равной, хотя и более сложной игрой (рис.2.13):

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.12 (слева) и рисунок 2.13 (справа)

2.3 Больше-меньше-важнее

Пример больше-меньше (рис.2.14):

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.14

Имеет смысл считать число точек в своей-чужой ветке. В данной позиции синие начали окружение слева. Вместо того, чтобы играть в защите, красные сами переходят в атаку. Так как в атакуемой ветке у синих точек больше (пять против четырех у красных), продолжение атаки на красную ветку теряет смысл и синим нужно переходить в защиту. Иначе говоря, синие проиграли очередность хода в правом углу, пол-хода, если хотите.

Пример больше-важнее (рис.2.15):

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.15

Здесь красные могли бы попробовать защитить свои точки справа, на что синие могли бы спасти точки снизу, т.е. визуально по нулям. Вместо этого красные отдают большую группу, но берут связующую между двумя группами синих (рис.2.16):

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 2.16

Итого 4-6 в пользу синих, которым теперь придется защищать три несвязные точки, а может быть и главную группу. Красные в данном случае могут позволить себе играть широко, так как окружить их могут только по одной дуге.

3. Примеры

Парочка “тяжелых” дебютов для красных (рис.3.1, рис.3.2):

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 3.1 (слева) и рисунок 3.2 (справа)

И задачка, в которой за красных нужно что-нибудь выиграть (рис.3.3). Что-то важное или крупное:

логическая настольная игра точки носанов статья дебют

Рисунок 3.3

Резюмируя скажу, что быть знакомым с “дебютными плюшками” довольно выгодно. Вряд ли кому-то по душе проигрывать первые пять-десять ходов, чтобы отыгрывать их потом полтора часа. Очень важно иметь в голове некую базу основных ходов и следовать зову своего сердца проверенным заранее вариантам.

Даже если вы можете пересчитать большинство вариантов за то время, что у вас есть в начале, повторить то же самое в блице у вас не получится. А блиц был, есть и будет равноправной дисциплиной в спортивных состязаниях.

Хотелось бы, чтобы игроки находили и делились интересными вариантами дебютов (например, в блоге “Спортивных Точек”), выкладывали видеозаписи с рассуждениями и обзорами, дополняли тему.

Сергей Носанов. 25 февраля 2016 года