Точные фигуры

Третье место на конкурсе статей Зима 2016.


Немного моей истории

В точки или, как мы иногда называли, феодала я играл ещё в детстве в старших классах, как водится, на переменах и скучных уроках. В своём классе я был одним из лучших игроков, играл много и с увлечением. Потом поступил в университет и о точках на много лет забыл. И вот однажды я наткнулся на приложение в соцсети «Спортивные Точки» и моя история этой игры получила неожиданное продолжение.

Сейчас я этим салагам покажу, кто здесь папа!

Увидев приложение, я тут же вспомнил свои школьные успехи в игре и про то, что я являюсь обладателем красного диплома учителя физики и математики, а ныне я программист. Решил, что и здесь я быстро добьюсь успеха. Вкратце изучил приложение и уже мысленно представил, как красиво будет выглядеть моё имя на вершине рейтинга.

Как они это делают?!

Как нарочно, первые же игроки «разделали меня под орех». Самое для меня неприятное было в том, что я проигрывал с разгромным счётом и даже не мог понять, как так получилось. Естественно, что после нескольких таких игр я начал судорожно искать по интернету какие-либо обучающие материалы. С обучалками в точки на просторах интернета оказалось негусто. Самые лучшие уроки я нашёл на том же сайте «Спортивных Точек» от Алексея Приймака, а также несколько более ранних вариантов этих же уроков на других сайтах. Тем не менее, изучив эти сайты и порешав задачи, я стал играть немного лучше. Игровой рейтинг стал понемногу расти, но вопрос, как же всё-таки играть, чтобы выйти на уровень лучших, для меня так и остаётся открытым.

Так как же всё-таки мастерски играть в точки?

Вообще, на счёт интеллектуальных игр меня занимает идея, которую я услышал в фильме про великого шахматиста Бобби Фишера. В моём вольном пересказе она звучит примерно так: «Многие думают, что во время игры в шахматы решающее значение имеет интеллект игрока. На самом деле лучшие игроки в большей мере опираются на память. Для работы человеческого интеллекта по обдумыванию лучшего хода нужны дни, а то и недели. И вот, когда наедине с собой лучший ход продуман, мозг запоминает комбинацию для того, чтобы в будущем в подобной ситуации сделать этот самый ход».

В поисках хороших комбинаций я изучал мануалы по игре, рассматривал партии лучших мастеров на сервере игры в точки, пересматривал свои игры и так далее. И вот однажды я наткнулся на довольно интересный материал. В группе по точкам в социальной сети проходило довольно бурное обсуждение так называемых типовых форм для построения цепи. Речь шла о неких построениях из точек, которые целесообразно выстраивать для построения цепей, прохождения через цепи соперника и в других игровых моментах. Собственно авторами данного обсуждения предлагалось придумать наиболее удачные названия для этих форм.

shvedov-accurate-figures-1

Каких только предложений там не высказывалось. Игроки в сходную с точками японскую игру го требовали заимствовать все названия из той самой го. Поклонники чистых точек не соглашались и настаивали на том, что в го пусть будут свои термины, а в точках — свои. Я там увидел обсуждение сразу трёх игр: точки, го и «в словесные перепалки» (в подтверждение того, что там ещё и обсуждалась игра в словесные перепалки могу привести такие фразы как: «споры между игроками в го и игроками в точки будут всегда» и «точкам никогда не выйти из тени го, гошники всегда будут называть точки младшим братом го»).

На мой вопрос, чем отличается форма от другого построения из точек, я так и не получил внятного ответа. Поэтому предлагаю формой называть заготовку для комбинации, которая при любых ходах соперника надёжно выполнит свою задачу. Например, если цель формы защититься от прохода соперника, то должны быть ходы, которые закроют дыры внутри формы. А если задача формы пройти соперника, то у него не должно быть ходов, которые помешают пройти через его оборону. Для себя я лишь отметил, что это то, что я искал. Осталось только доработать эту тему, и у меня появится возможность выйти в мастера.

Так как же их удачно назвать?

Каких только названий для данных форм не предлагалось. Главная идея, которую предлагала основная масса народа, использовать внешнее сходство точечных построений с объектами реального мира. Одни и те же формы у разных людей ассоциировались с деревьями: сосны, берёзы; с животными: конь, олень, лось; со строительными сооружениями: крыши, заборы, и так далее, и тому подобное.

Я считаю, что имеет смысл разработать такую терминологию названий, чтобы она позволяла во время игры использовать помимо логического отдела мозга ещё и творческий. Например, в шахматах, я слышал, есть такое явление, что иногда дети могут обыгрывать взрослых, используя не логику игры, а именно играя шахматами, как сказочными персонажами. Так, пешки – это солдаты пехотинцы, ладьи строят крепостные стены (их так и изображают в виде крепости, ладья отсекает на поле прямые линии, через которые нужно ещё и пройти), конь прыгает через фигуры. Есть и другие яркие картинки с фигурами. Таким образом, каждая партия превращается в волшебную сказку, где злая королева хочет съесть офицера, но мы ему в помощь пошлём автоматчика, который его прикроет из-за спины. В конце сказки мы свергаем чужого короля-самозванца, так как истинный король только наш.

По аналогии с великими интеллектуальными играми нужно не только называть фигуры некоторым образом, но и продумывать сочетания разных форм, например, мы можем из некоторой фигуры 1 сделать одним ходом фигуру 2 или 3 в зависимости от того, куда сходим. Этим трём формам нужно дать такие названия, чтобы было понятно, почему из предмета 1 может получиться предмет 2 или 3. Помимо этого, имеет смысл ассоциировать точечные формы с предметами со сходным назначением. Если форма больше подходит для защиты, то ассоциировать с защитными сооружениями: заборами, рвами и крепостями. Если же форма подходит для нападения и прохода через укрепления соперника, то ассоциировать с мечами и таранами.

Отчасти такие яркие образы уже есть в точках. Мы уже активно используем при игре такие слова, как цепи, ловушки, лесенки, защита и нападение, проход соперника и заземление. На самом деле, если вникнуть, то нет никаких цепей и абстрактных скоплений, есть только точки, которые имеют определённые координаты на поле и всё.

К чему это я?

Наша любимая игра как массовый спорт ещё очень молода, поэтому сейчас есть золотое время внести свой вклад в её развитие и быть первопроходцем. Уверен, что в будущим будет разработана такая терминология, которая позволит каждую партию превращать в незабываемую зрелищную сказку с элементами чётко продуманной логикой.

P.S.

Пользуясь случаем хочу поблагодарить всех разработчиков прекрасных площадок для игры в точки. Спасибо, что создаёте и развиваете возможность совершенствоваться в этой интеллектуальной игре. А тем, кто прочитал мою статью, хочу напомнить, что я на данный момент в приложении «Спортивные Точки» являюсь обладателем скромного первого разряда. Так что, возможно, в дальнейшем я ещё и буду вынужден поменять своё мнение на счёт того, как нужно играть.

Данил Шведов. 4 февраля 2016 года